катерина никитина, "сад в городе"

Экотерапия и сенсорная интеграция

Публикуем статью о том, что такое садовая и экотерапия, как экотерапевтический подход связан с сенсорной интеграцией и помогает в раннем развитии детей.
Садовая терапия является частью экотерапии, куда помимо нее входят анималотерапия, водотерапия, фитотерапия, ароматерапия, климатотерапия и пр. При этом в программах садовой терапии могут быть встроены модули из всех вышеперечисленных видов экотерапии. Более того, между ними сложно провести четкую границу, а правильно созданный сад терапии дает возможность использовать все виды экотерапии, причем в разное время года.
Садовая терапия – это осознанное использование растений и природных материалов в различных развивающих и реабилитационных программах. Известно, что работа с растениями является старейшим видом активной терапии, положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека. Она включает:

• Легкую физическую нагрузку (улучшается координация движения, концентрация внимания, развивается память)

• Зрительные образы, запахи, звуки, тактильные ощущения и другие виды стимуляции органов чувств (взаимодействуют все органы чувств, реализуется звуко-, арома-, цветотерапия и пр.)

• Установку эмоционального контакта с природой, ответственность за растения, эмпатию (воспитывается вера в себя и чувство любви к себе, уменьшаются агрессия и стрессовое напряжение, возрастают возможности личности для социализации) и др.

Экотерапия полезна всем людям, которые хотят поддержать свой энергетический тонус, почувствовать прилив жизненных сил, освободиться от стресса, снять «блоки», мешающие творческому самовыражению, а также тем, кому особенности восприятия мешают успешно адаптироваться в детском саду, школе и любом другом коллективе независимо от возраста.
Занятия в правильно выстроенной экосреде особенно полезны для профилактики проблем
с сенсорной интеграцией (взаимодействие всех органов чувств), и начинать их нужно еще в младенчестве.
Занятия в правильно выстроенной экосреде особенно полезны для профилактики проблем с сенсорной интеграцией (взаимодействие всех органов чувств), и начинать их нужно еще в младенчестве. На последнем аспекте хотелось бы остановиться более подробно.

Взаимодействие органов чувств, или сенсорная интеграция, начинается еще в утробе матери. Она подразумевает упорядочивание реакций на раздражители и ощущения собственного тела так, чтобы человек реагировал на различные стимулы в соответствии с ситуацией и наиболее адекватно.

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери и выделяла три базовых системы восприятия, которые переплетаются, образуя основу для взаимодействия всех органов чувств. Эти базовые системы:

• Вестибулярная - поддержание равновесия

• Тактильная (экстероцепция) – система кожной чувствительности

• Проприоцептивная (система кинестетического восприятие, мышечно-суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения

Эти три системы связаны с ощущениями, возникающими внутри тела или на поверхности кожных и др. покровов и начинают формироваться уже при внутриутробном развитии.

Восприятие раздражителей, находящихся на расстоянии от тела, формируется позже, и отвечают за это такие чувства как зрение, обоняние, слух. Не смотря на кажущееся разделение систем чувствительности, они тесно взаимосвязаны и работают одновременно, влияют друг на друга.
Сама природа позаботилась о том, чтобы, пока младенец развивается внутри матери, он был в среде, наиболее способствующей развитию систем чувств.
Сама природа позаботилась о том, чтобы, пока младенец развивается внутри матери, он был в среде, наиболее способствующей развитию систем чувств. Осознать наличие кожи и границы своего тела помогают касания околоплодных вод и стенок матки, формируются рецепторы и нервные каналы. Примерно на третьем месяце беременности ребенок начинает засовывать пальчик в рот и сосать его, подготавливая себя к дыханию, глотанию и речи. Потягивается, пробуждая мышечно-суставное чувство. Кожные рецепторы и вестибулярная система обеспечивают стимуляцию головного мозга.

Весьма часто на начальных этапах развития ребенка происходят различные сбои, причин которым может быть множество. И когда малыш появляется на свет, недобор сенсорных ощущений и нарушения интеграции в работе органов чувств приводят к замедлению в развитии, которые опытный специалист может определить на самых ранних стадиях. Практика специалистов показывает, что нарушения поведения и речи связаны с уровнем чувствительности кожи, отличным от нормы, и всегда - с пониженной чувствительностью проприоцептивной системы.

К сожалению, в настоящее время многие дети имеют сложности с работой сенсорных систем, что сказывается на способности воспринимать информацию и проявлять себя через речь и движение. Во многом это связано с окружающей средой и образом жизни современных родителей, далеким от первоначального природного замысла. Ведь аналогично тому, как естественно формируется развивающая среда внутри матки, природой сформировано и окружающее пространство, чтобы напитать новорожденного необходимыми ощущениями на всех этапах его развития – легкий и сильный ветер, вода (водоемы и дождь), солнечные лучи, ароматы и цвета растений, звуки природы, травяной покров, песок, камни разного размера и, конечно же, различные животные.

Ребенок, растущий в контакте с природой и имеющий свободу действий, но при этом оберегаемый ненавязчивым, аккуратным и очень чутким родительским контролем инстинктивно знает, каких именно ощущений не хватает его телу для правильного развития и имеет возможность их самостоятельно получать и прорабатывать свои слабые стороны. Дети, большую часть времени находящиеся в помещениях и живущие под гиперопекой родителей и воспитателей, даже при наличии развивающих игрушек не получат необходимого опыта.
Ребенок, покидая материнское тело, вступает не в природную среду, а в цивилизацию, воздвигнутую над природой, и ребенку приходится прилагать чудовищные усилия, чтобы приспособиться после рождения к новой жизни.
Подобное мнение высказывала и Мария Монтессори – известнейший итальянский педагог. Она говорила, что ребенок, покидая материнское тело, вступает не в природную среду, а в цивилизацию, воздвигнутую над природой, и ребенку приходится прилагать чудовищные усилия, чтобы приспособиться после рождения к новой жизни. Ведь мы плохо понимаем, как именно облегчить новорожденному этот переход. Поэтому нам стоит научиться понимать потребности маленького человека и самим создавать природную развивающую среду, в которой он будет расти. Это особенно актуально для городских жителей.

Улла Кислинг, терапевт и специалист по сенсорной интеграции, практикует уже более 30 лет и добилась значительных успехов при работе с умственной отсталостью, нарушениями поведения и развития, аутизмом, задержками в развитии речи, нарушениями зрения, слуха, внимания, целебральными параличами, эпилепсией и другими, в том числе и множественными нарушениями. Она использует методы сенсорной интеграции и тесное сотрудничество со специалистами других профилей (логопедами, физиотерапевтами, эрготерапевтами и др.). Улла также работает и с детьми в возрасте от рождения до года.

Практика Уллы Кислинг и ее коллег показывает, что между кожей и вестибулярной системой существует колоссальная связь. В своей книге «Сенсорная интеграция в диалоге» она приводит пример мальчика в возрасте 2,5 лет, страдавшего распространенным нейродермитом, у которого она наблюдала повышенную кожную чувствительность и сниженную чувствительность вестибулярной и кинестетической систем: «По мере того как приходило в норму его равновесие и восполнялся дефицит кинестетической информации, улучшалось и состояние его иммунной системы. Проявления нейродермита слабели, кожа уже не выдавала такой бурной реакции. Со временем нейродермит у Даниэля прошел совсем, он стал крепким, уравновешенным мальчиком».

Сад терапии дает возможность проводить занятия со специалистами по сенсорной интеграции на свежем воздухе, в окружении природных материалов, фоном подключая целительные силы природы.

По тактильной насыщенности сад оставляет далеко позади самые лучшие детские комнаты, заставленные всевозможными тактильными игрушками. Ведь в саду есть разные сыпучие материалы, сочетаются разные ароматы и фактуры, цвета, и все это работает одновременно. На занятиях садовой терапией мы часто наблюдаем, как дети с повышенной чувствительностью избегают прикасаться к земле или песку, но при этом охотно трогают растения. Сравнивают фактуру листьев – бархатистую и кожистую, толщину листовой пластины, ее податливость и устойчивость к деформации.

Огромным плюсом является и то, что одно растение затрагивает сразу и тактильные, и обонятельные каналы. При этом подбираются не аллергенные растения, и работа с ними не вредит ребенку, в отличие от занятий с игрушками, пропитанными искусственными ароматизаторами. Список подходящих растений составляется ботаниками, при желании вы всегда можете получить консультацию у наших специалистов.
Сенсорный сад дает возможность проводить занятия со специалистами по сенсорной интеграции на свежем воздухе, в окружении природных материалов, фоном подключая целительные силы природы.
Следующий неоспоримый плюс садовой терапии – эрготерапевтическая направленность сада. Эрготерапия – это междисциплинарная специальность, включающая медицинский аспект. Она основывается на научно доказанных фактах, что целенаправленная, имеющая для человека четкий смысл деятельность помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические).

Эрготерапевтическая модель сада для каждой особенности развития своя. К «особенностям» можно отнести и младенческий возраст здорового ребенка («ребенок-норма») – ведь ребенок физически очень сильно отличается от взрослого человека, и для комфортного ощущения себя в пространстве ему необходима измененная (относительно привычной взрослым) масштабность проектируемого сада. Изменяется ширина дорожек, закладываются другие высоты растений и элементов сада, предусматривается специальное покрытие из натуральных материалов, создается своя система безопасности. В специальном саду малыш, который еще не умеет ходить, но уже ползает, сможет с минимальными рисками самостоятельно или под присмотром терапевта осваивать пространство и развивать системы организма, находя на своем пути «случайно» расположенные тренажеры органов чувств природного происхождения.

Для детей старше года и взрослых сад более полно раскрывается с точки зрения эрготерапии – дает возможность проявить себя в действиях по формированию окружающего пространства (посадка грядок, цветников, отдельных растений).
В специальном саду малыш, который еще не умеет ходить, но уже ползает, сможет с минимальными рисками самостоятельно или под присмотром терапевта осваивать пространство и развивать системы организма, находя на своем пути «случайно» расположенные тренажеры органов чувств природного происхождения.
Преимущество садовой терапии по сравнению с другими методами лечебной терапии в том, что «средства терапии» (растения) дают обратную связь и требуют внимания и заботы. Это помогает научиться эмпатии, ответственности, концентрации внимания и почувствовать удовлетворение и уважение к себе за счет своих успехов.

Занятия в саду терапии полезны людям любого возраста. Ведь большинство взрослых сформировались в условиях дефицита сенсорных ощущений, да и мы часто не позволяем себе расслабиться, прислушаться к своему телу, побаловать себя даже такими простыми вещами, как хождение босиком по мягкой травке. «Добор» этих ощущений помогает снять стресс, а значит помогает управлять своими эмоциями и своей жизнью.
«Добор» сенсорных ощущений помогает снять стресс,
а значит помогает управлять своими эмоциями и своей жизнью.
Что касается младенцев, то существует ряд признаков, которые свидетельствуют о нарушениях сенсорной интеграции у вашего малыша:

• Ребенок постоянно кричит, плохо спит ночью, постоянно будит окружающих

• Ребенок вял, чрезмерно сонлив, не требователен и редко проявляет недовольство

• Видит, но плохо фокусирует взгляд

• Слышит звуки, но не слушает, не удерживает свое внимание

• Повышенный мышечный тонус, частые тонические рефлексы

• Плаксивость

• Успокаивается только на руках у взрослых

• Постоянно напряжен

• Производит очень мало звуков (мало лепечет)

Если вы заметили хотя бы один признак, лучше сразу обратиться к специалистам и выявить «тормоза» и нарушения интеграции. В зависимости от того, что беспокоит вашего малыша, возможно создать для него собственную садово-терапевтическую программу и индивидуальную среду развития, в которой он сможет получить недостающий его телу и душе опыт.



Используемая литература:

1. Улла Кислинг, Сенсорная Интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – М.:Теревинф, 2010. – 240 с.

2. Грунина С.О., Киселева Т.В. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2011. – 64 с. – (Высшее образование).

3. М. Монтессори, Дети – другие: пер. с нем. – М.:Карапуз-Дидактика, 2007. – 336 с.: ил. – (Педагогика детства).

Made on
Tilda